Итоги работы по повышению финансовой доступности в Приморье в уходящем году подвели на заседании рабочей группы под руководством заместителя председателя краевого Правительства Николая Стецко. Участники мероприятия также обсудили текущее состояние уровня доступности финансовых услуг в регионе и поделились планами по его повышению.
Открывая заседание, Николай Стецко подчеркнул, что «дорожная карта» мероприятий по повышению финансовой доступности в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях была утверждена Губернатором Приморья Олегом Кожемяко весной текущего года.
«Особый акцент мы делали на информировании, активное участие принимали приморский центр "Мой бизнес", региональный Гарантийный фонд и иные институты развития, муниципалитеты. Благодаря Банку России в июле на базе Правительства Приморского края состоялся двухдневный обучающий интенсив для работников региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления края», – сказал зампред.
Он отметил, что уровень развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг повышается, и предложил обсудить результаты достижения показателей выполнения мероприятий «дорожной карты».
Заместитель начальника Дальневосточного ГУ Банка России Наталья Бондарчук обозначила, что проводимая работа очень важна, в том числе для улучшения качества жизни населения края.
«Несмотря на барьеры в текущем году, нам удалось увеличить уровень развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг – коэффициент вырос на 1,1 процентного пункта. По всему Дальнему Востоку показатель увеличился чуть более чем на 3 процентных пункта», – подчеркнула она.
Наталья Бондарчук напомнила, что уровень доступности финансовых услуг рассчитывается из нескольких факторов: наличие в населенном пункте офиса финансовой организации, доступа к Интернету, терминалов, банкоматов, отделения почтовой связи. Также учитывается время в пути до ближайшего населенного пункта, где можно получить финансовую услугу.
Говоря о барьерах в повышении финансовой доступности, замначальника Дальневосточного ГУ Банка России отметила, что зачастую финансовые организации считают нецелесообразным расширять свое присутствие в малонаселенных территориях, предприниматели не хотят информировать население о предоставлении услуг и не заинтересованы в использовании современных сервисов. Еще одна проблема – отток населения из отдаленных районов.
Среди предлагаемых решений Наталья Бондарчук отметила открытие точек доступа к финансовым услугам (платежные терминалы, терминалы для выдачи наличных) на территориях с численностью населения более 500 человек; обеспечение стабильной работы отделений почтовой связи; улучшение качества доступа к сети Интернет в населенных пунктах, где проживают от 100 человек; точечное взаимодействие с администрациями муниципальных образований.
За этот год в Приморье открылись новые точки доступа к финансовым услугам, проведена работа с организациями, где невозможно расплатиться за товар или услугу безналичным способом, продолжает внедряться сервис, который позволяет держателям карт снимать деньги на кассе магазина.
В ходе заседания представитель «Почты России» Юлия Иванова рассказала о планах по развитию сети отделений почтовой связи на территории края. Также были затронуты вопросы информирования населения о повышении уровня доступности финансовых услуг в регионе. По словам представителей Банка России, выезды в муниципалитеты позволяют особенно эффективно рассказать жителям отдаленных районов о том, какими финансовыми услугами они могут воспользоваться, и заодно узнать, как на самом деле складывается ситуация с финансовой доступностью на местах.
Очередной совместный выезд представителей Правительства Приморского края, специалистов Банка России, сотрудников финансовых организаций и других участников рабочей группы по повышению финансовой доступности запланирован на начало 2024 года.